К содержанию


ДРУГИЕ АЮРВЕДИЧЕСКИЕ ТРАКТАТЫ

Чарака самхита
Сушрута самхита

Аюрведические каноны

Письменные источники Аюрведы

Немногим позже написания "Аштангахридайям самхиты", а возможно, и одновременно с ней - в 8-ом или 9-ом столетиях н.э., Мадхавакарой, сыном Индукара, был написан трактат "Ругванисчайя", называемый "Мадхаванидана" или просто "Нидана". Этот известнейший труд по патологии и диагностике, в котором подробно описаны самые основные болезни, послужил образцом для всех последующих работ этого направления. Основанный на трактатах Чараки и Сушруты, своей значимостью он сравним с Вриддхи Траей. Это трактат по диагностике: давая детальное описание предвещающих болезнь признаков, он не объясняет этиологию ( болезни) и не предлагает лечения. Мадхаванидана послужила образцом для Вринды и Чакрапани. Значимость работы доказана многочисленными комментариями, наиболее известные из которых - труды Виджьяракшита и Шрикантха Датта. Мадхава оставил также много работ по философии, религии и астрономии. Фрагменты из "Мадхава ниданы" вы сможете прочитать здесь или на сайте Мадхуры Мандала даса.

За этой работой последовал трактат "Сиддхийога" или "Вриндамадхава Вринда", посвященный медицине и химии. Являясь компиляцией работ многих известных ученых, описывая рецепты для всех болезней от лихорадки до отравления, он посвящен также и составам из различных металлов, которые использовались в качестве лекарств, омолаживающей терапии и общей гигиене. В нем также упомянута и ртуть как средство, которое можно применять наружно. Сам Вринда признает, что он следует за "Ругванисчайя"; в любом случае эти два трактата близко связаны, и они были написаны один вскоре после другого. Возможно, что Вринда - другое имя Мадхавы и автор этих трактатов - один и тот же человек. (подробнее о традиции раса-шастры)

Дридхабала был известным врачом из Кашмира, жившим около 9 века нашей эры. Он восстановил и переиздал большой аюрведический трактат Чарака Самхита - наиболее авторитетный труд, представляющий собой учение Атреи. Дридхабала закончил трактат Чараки, добавив 17 глав в раздел терапии (чикитса стхана) и также две полных секции фармакопеи (калпастхана), собрав данные из различных трактатов по аюрведической медицине. Возможно, что Чарака Самхита, части которой были утрачены ко времени работы Дридхабалы, была бы потеряна целиком, если бы Дридхабала не восстановил этот труд.

Чакрапанидатта, комментатор Сушрута самхиты, был также специалистом по лекарственной терапии. Его перу принадлежит труд "Чикитсасарансаграха", конспект, практически копирующий "Сиддхийогу" и написанный приблизительно в 1060 году нашей эры. Он также является автором трактата "Дравьягуна".

В 11-ом или 12-м столетии н.э. Вангасена, сын Гададхара, написал пространную работу под тем же самым названием - "Чикитсасарасанграха", в котором даны описания болезней, упомянутых в Мадхаванидане и Сушрута самхите.

В 13-14 веке был написан трактат "Шарнгадхара самхита". Шарнгадхара Самхита - это краткий конспект аюрведических принципов, предмет которых - область кайя-чикитсы. Его автор, Шарнгадхар, представил свою работу как переработанную версию аюрведичеcкого знания, опуская многие подробности в силу того, что уже существовала и была широко известна Брихат трайя. В этой работе описано использование ртути как лекарственного средства (с предотвращением её ядовитого воздействия), приведены методы диагностики, которых не было в более ранних работах и которые, возможно, были заимствованы из персидских и арабских источников. Шарнгадхара самхиту ценят за перечисления и описания многочисленных фармакологических формулировок, используемых в панчакарме. Трактат впервые описывает пульсовую диагностику. Эта работа доступна на деванагари и в английском переводе. Здесь вы можете прочитать часть одной из глав "Шарнгадхара самхиты". Труд Шарнгадхара был широко известен; существует множество рукописей этой работы, на неё был написан комментарий Вопадевой.

Известный филолог Вопадева, сын Кесавы и протеже Хемадри, является также автором "Шаташлоки", 100 стихов, описывающих приготовление порошков, пилюль и т.д., с комментарием автора.

Бхава пракаша - трактат, посвященный омолаживающей терапии и составлению лекарственных рецептов. Бхава Мишра жил в Бенаресе в 1550 годах и считался драгоценным камнем среди врачей и лучшим из ученых своего времени. Он компилировал пространный трактат по имени "Бхава пракаша", который посвящен происхождению индийской медицины, космологии и анатомии,эмбриологии, физиологии, патологии, педиатрии, терапии растений, диетике, омолаживающим средствам и эликсирам, продлевающим жизнь. Он расшифровал многие из неясных и спорных представлений древних авторов, и был первым, кто упомянул лекарства, известные в других странах.

К тому же времени относятся "Чикитсакалика" и "Тисатачарья" - трактаты 14 века. Сын Тисаты написал комментарий на труд своего отца.

Шалихотра представляет ветеринарию - науку, также хорошо разработанную в Древней Индии, о чем свидетельствуют и некоторые главы Чараки, Сушруты и Харита Самхит. Шалихотра считается отцом ветеринарии. Ему принадлежит труд о лошадях, называемый "Хайа-аюрведа" или Тарангама-аюрведа, а также Ашвалакшана шастра. Хайа-аюрведа считается образцом в своей области и была переведена на персидский, арабский и английский языки.

Позднее были написаны пространные руководства по медицине в целом и по её различным аспектам.

В 17-м столетии нашей эры Лолимбараджа, известный также эпическими поэмами, написал популярное руководство на терапии "Вадьяджнана", подробно описывающий офтальмологию и средства, повышающие половую энергию.

Существуют работы, в которых медицина тесно связана с религией и частично астрологией, в которых болезни рассматривается как последствия грехов, совершенных в прежних жизнях. Одна такая монография - "Джняна бхаскара" ("Солнце Знания"), в которой болезни рассматриваются с точки зрения теории кармы, где в качестве терапии предписываются жертвоприношения, изложена в форме диалога между Богом солнца и его возничим.

Существует и древняя традиция медико-ботанических глоссариев, которые носят древнее название "нигханту". Древнейшим трудом подобного рода должен был бы быть Дханвантари нигханту , но такие словари не сохранились до наших дней. В 1075 Сурешвара или Сурапала, врач бенгальского царя Бхимапалы, написал "Шабдапрадипа", словарь медицинской ботаники. В 1374 году Маданапала написал "Маданавинода нигханту", всесторонний словарь - "materia medica" - (перечисление растений, животных, трав и лекарственных средств всех видов). К этому классу трактатов принадлежат диетические словари подобные "Патхьянигханту трималла" и книги по кулинарии. Все медицинские словари составлены в стихах.

 

Чарака Самхитав начало разделаСушрута

К содержанию

 
© Подготовка, тексты и переводы материалов - Юлия Сорокина. 2001-2007.
Уважаемые господа, копирование не возбраняется, но любое использование материалов - с обязательной ссылкой на авторов и на этот сайт, с договоренностью по адресу
dhanvantari@bk.ru

 

 

Hosted by uCoz